Музей

Музей историко-этнографической направленности «ИСТОКИ»

на базе МОУ СШ № 31








Мы  хлебом-солью всех встречаем

В наш музей Вас приглашаем! 

 


 

 

Музей «Истоки» начал свою работу в 2008 году. Основой для его создания послужила коллекция русских кукол и образцов русского народного костюма, созданная на занятиях творческих объединений обучающихся и уроков технологии. Музей «Истоки» был основан 1 сентября 2008 года, он расположен в здании МОУ СШ № 31, занимает помещение, находящееся на 3 этаже начального блока, площадью 54,8 кв. м. с 4 окнами.

Имеются следующие разделы экспозиции:

- «Предметы русского быта»;

- «Народные промыслы России»;

- «Русская народная игрушка»;

- «Русский народный костюм».

Экспозиция имеет вертикальную и горизонтальную плоскости: экспонаты размещены на стендах, в шкафах, на столах в соответствии с методикой музейного дела.

Документация музея оформлена в соответствии с методическими требованиями, имеются акты передачи экспонатов, книги поступлений основного и научно-вспомогательного фондов, инвентарные карточки на экспонаты.

Музей МОУ СОШ № 31 относится к этнографическому профилю. В нем отражены этапы создания русского народного костюма, русской куклы, собрана большая коллекция предметов старинного русского быта и культурно-исторического наследия. Вся деятельность школьного музея, начиная с его организации, создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Для многих учащихся работа в музее становится школой творческого труда и самореализации.

Руководство работой музея осуществляют общественные советы: Совет музея и Совет содействия и организации деятельности музея, в которые входят педагоги образовательного учреждения, учащиеся, представители родительской общественности, члены Совета ветеранов 24 микрорайона.

На базе музея созданы объединения дополнительного образования, изучающие историю культуры и традиции русского народа.

Руководителем музея Жданкиной Н.Н., разработана и реализуется программа деятельности музея «Истоки», которая включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, содержащую историческую справку, цель и задачи, основные направления, сроки реализации программы, ее обеспечение, а также содержание: экскурсионная, организационно-массовая, фондовая работа, работа Совета музея и др.

На базе музея «Истоки» проводятся календарно-обрядовые праздники, лекции, экскурсии, интегрированные уроки по истории, обществознанию,
географии, литературе, технологии, музыке. Получив представление о музееведении, школьники занимаются сбором предметов русского быта,
русской народной игрушки, русского народного костюма, которые сохранились в их семьях.

 

Так, например, в разделе «Экспозиционная работа» включены мероприятия по составлению и оформлению экспозиций по народным
промыслам России, традиционным головным уборам. Раздел «Экскурсионная работа» включает в себя экскурсии на темы «Русская изба и домашняя утварь», «Русская народная игрушка», Создание странички о музее на сайте образовательного учреждения, а также освещение в местных СМИ работы музея включено в раздел «Информационно-методическое обеспечение программы».



 

      



Пояснительная записка

I. Музей действует в сфере дополнительного, информационного образования. В работе со школьниками, родителями и педагогами музей делает ставку на развитие представлений о мире истории, способности наблюдать и знакомиться с обычаями и традициями наших предков, знакомиться с музейными коллекциями, декоративном творчеством, с историей и культурой народов нашего края.

II. Цели и задачи:

Познакомить учащихся и историей и культурой, традициями народов проживающих в нашем крае.

Развить интерес к культуре через изучение декоративно-прикладного творчества с целью сохранения исторического прошлого нашего народа.

Привлечь учащихся к поисковой и исследовательской деятельности, учить организации самоуправления.

Сформулировать нравственные качества через изучение народных праздников, экскурсий, выставок.

Углубить и расширить знания о некоторых видах декоративно-прикладного искусства.

Программа предполагает тесные контакты с другими музеями Волгоградской области. Данная программа представляет собой одно из направлений воспитательной работы школы воспитать достойного, ответственного, любящего и хорошо знающего родную культуру Гражданина Отечества.

Программа рассчитана не на один год, так как результаты работы будут вносить свои коррективы в содержание деятельности.

В соответствии с данными целями и задачами составлен план работы музея:

III. Экспозиционная работа

1. Предметы русского быта

2. Народные промыслы России

3. Русская народная игрушка

4. Русский народный костюм

Временные экспозиции оформляются в соответствии с планом работы на год.

Перечень некоторых из них:

1. Русский платок

2. Головные уборы народов Поволжья

3. Русская вышивка

IV. Фондовая работа

Весь собранный материал составляет фонд музея. Фонды музея делятся на основной и вспомогательный.

В основной фонд входят старинные предметы быта (коромысла, чугунки, прялки, корзины, самовары, утюги, кувшины, горшки) и т.д.

Вспомогательный фонд включает в себя предметы изготовленные своими руками ( тряпичные куклы в народных костюмах, вышивки, кружево) и др.

V. Организационно-массовая работа - это работа, проводимая активистами школьного музея также проведения праздников и экскурсий для ветеранов и гостей города: беседы, рассказы, выставки, такие как:

Экскурс. Быт и основные занятия русских людей ..

Беседа Русский народный традиционный костюм.

Рассказ «Наш музей»

Праздник «Птицы летите- Весны несите»

Праздник «Параскева - льняница» и др.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ

 

Основные направления в просветительской работе школьного музея

• осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами

• Развитие детского самоуправления

• Изучение народных традиций и ремёсел посредством проведения выставок, экскурсий, лекций, мастер классов, праздников, встреч с интересными людьми, а также работы объединений «Волшебная нить», «Сувенир», «Резьба по дереву», «Истоки», «Аппликация» и других.


Работа совета музея

• Совместная разработка плана работы музея

• Создание экспозиций и выставок на основе своих фондов

• Сбор материала для новых экспозиций

• Исследовательская работа

• Проведение экскурсионной работы

• Информационная работа

• Выпуск листовок и плакатов

• Реклама на сайте школы



 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


включает в себя описание форм экскурсий, лекций, планируемых по каждой теме и разделу

Интерактивные – вовлечение посетителя в активную деятельность;

Комплексные – логико-аналитические чувственное, психомоторное восприятие, свободный выбор содержание и форм освоение самим посетителем

IX. Ожидаемый результат выполняемой программы.

Воспитательный процесс должен быть организован так, чтобы:

• Учащиеся имели возможность не только знакомиться с декоративно-прикладным творчеством, но и познавать жизнь и деятельность русского народа, развивать свои индивидуальные способности (речевые, поисковые, исследовательские, творческие)

• Помогать самоопределению личности

• Способствовать самореализации ребенка – развитию самостоятельности, возможности делать правильный выбор

• Оказывать индивидуальную помощь ребенку в решении его проблем (здоровье, социально-экономическое положение, психологических, коммуникативных)

Руководитель музея – Жданкина Надежда Николаевна

Совет музея «Истоки»

1. Амбарцумова С.Г., заместитель директора по воспитательной работе;

2. Яцкова С.М., учитель английского языка, руководитель МО классных руководителей;

3. Кудрина Е.В., учитель начальных классов;

4. Кузнецов И.С. , учитель истории;

5. Сбитнева Т.В., учитель математики;

6. Осинкина Виктория, учащаяся 11 а класса;

7. Поликашина Мария, учащаяся 10 а класса


Совет содействия музею «Истоки»

1. Кузнецова Анна Семёновна, представитель родительской общественности;

2. Иванова Лариса Юрьевна, представитель педагогической общественности;

3. Мартехова Валентина Георгиевна, председатель Совета ветеранов 24 микрорайона.

4. Коренева Анна Ивановна, представитель ветеранской организации.